Экспериментальная площадка


«Построение региональной модели патриотического воспитания студентов ОУ СПО на основе музейной педагогики и ИТ»

Инновационный образовательный проект
«Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению на основе сетевого взаимодействия образовательной школы и профессионального образовательного учреждения с использованием дистанционных технологий и видео-конференций»

Заявка на присвоение статуса областной инновационной площадки

1. Обоснование актуальности проекта.

Сфера образования в информационном обществе существенно влияет на экономическую сферу жизни общества, а образовательная деятельность становится компонентой его экономического развития. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками специалиста.
В условиях пересмотра многих традиционных форм обучения школьников и поиска новых образовательных моделей возникает проблема подготовки высококвалифицированных кадров, способных быстро приспосабливаться к новым условиям, обладающих высоким профессионализмом, востребованных на рынке труда. Повышается необходимость углубления представлений об основных закономерностях профессионального самоопределения, разработки системы критериев и показателей его успешности, которые являются основным условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом (через систему профессиональной ориентации и в ходе профессионального обучения). Незавершенность профессионального самоопределения, растянутость его во времени во многих случаях является причиной недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией и снижения эффективности деятельности, что, в свою очередь, отражается на психическом здоровье человека.
В материалах Болонской конференции подчеркивается необходимость формирования человека XXI века – профессионала в своей области, мобильной личности, устойчивой в динамическом развитии и самореализации. В новой концепции высшего образования России акценты переносятся с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на многостороннее интеллектуально-духовное развитие личности обучающегося. При этом актуализируется проблема профессионального самоопределения школьников. Отношение к выбранной специальности, активное осознание себя в профессии являются определяющими факторами, влияющими на успешность построения профессиональной траектории в будущем.

2. Анализ исходной ситуации.

При разработке проекта учитывались тенденции современного образования, требующие перехода к сетевым технологиям взаимодействия учебных заведений, необходимость расширения образовательно-воспитательного и информационного пространства школы за счет сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями профессионального образования. Такое взаимодействие позволит создать условия для формирования самоопределения учащихся школы.
Авторы и исполнители проекта имеют достаточный опыт в области внедрения и активного использования информационных технологий в образовательном процессе, а также соответствующее материально-техническое обеспечение.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Ростовский-на-Дону колледж информатизации и управления» (ГБОУ СПО РО «РКИУ») имеет 7 компьютерных лабораторий, используемых в учебном процессе с выходом в Internet, оснащенных мультимедийными проекторами и интерактивными досками. Преподаватели и школьники колледжа активно используют информационные технологии и Internet ресурсы при проведении практических, лабораторных и лекционных занятий. Организована проводная и беспроводная локальные сети на основе более чем 100 ПЭВМ. Программное обеспечение сайта www.rgkiu.ru разработано творческим коллективом преподавателей и школьников колледжа. На сайте колледжа в разделе «Дистанционное обучение» реализована возможность для обучения с использованием дистанционных технологий. В процессе управления образовательным процессом активно используется собственная разработка – сетевой ресурс образовательное WEB-пространство. ГБОУ СПО РО «РКИУ» имеет практический опыт внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс. Колледж являлся Федеральной экспериментальной площадкой по направлению «Непрерывное профессиональное экономическое образования на основе дистанционных технологий» и региональной экспериментальной площадкой по направлению «Разработка и внедрение оригинальной региональной модели патриотического воспитания ОУ СПО на основе музейной педагогики и информационных технологий». На основе анализа направлений информатизации организационно-управленческой деятельности большинства учебных заведений Ростовской области разработана структура программно-телекоммуникационной среды колледжа, нацеленной на информационную поддержку учебного процесса и управления учебным заведением, на информирование всех участников образовательного процесса (административного персонала, преподавателей, школьников, социальных партнеров, потенциальных работодателей) о его ходе и результатах, обеспечивающей сбор, формирование и предоставление статистических данных о работе образовательного учреждения и его подразделений Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарская СОШ № 4, участник и призер различных смотров и конкурсов разных уровней, победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Школа имеет обновленную материально-техническую базу, развитую цифровую образовательную среду. Созданы собственные электронные учебники, электронная библиотека, доступ к которой обеспечен каждому школьнику. Педагогический коллектив применяет активно информационные технологии в учебном процессе. Школа является участником общероссийского проекта «Школа цифрового века». Школе присвоен статус областной инновационной площадке по направлению «сельская школа с индивидуальной системой учебной работы в условиях ИКТ-насыщенной цифровой образовательной среды».

3. Сущность проектного предложения.

В качестве фактора успешного обучения при разработке проекта выбрано формирование механизмов профессионального самоопределения таких как способности к самосознанию, самооценке, саморазвитию. Особое внимание при разработке модели уделено организации самостоятельной учебной деятельности, в ходе которой происходит рост профессионального самоопределения на основе принципов:

  • развитие учебно-профессиональной мотивации, усиление рефлексивной составляющей, направленность на саморазвитие и самосовершенствование;
  • ориентация на самостоятельный выбор школьником для более глубокого изучения своего выбора через введение факультативных курсов, дисциплин по выбору, организацию самостоятельной работы школьников, ее методическое сопровождение, проведение семинаров, конференций, связь со средними, начальными и высшими профессиональными учебными заведениями;
  • связь с реальными организациями, предприятиями (выполнение конкретных заданий, исходя из нужд предприятий города, совета директоров ССУЗ области);
  • использование активных форм и методов обучения, инновационных педагогических. информационных технологий;
  • формирование высокого уровня информационной компетентности и широкое использование современных информационных технологий при выборе форм содействия профессиональному самоопределению;
  • активизация совместной научно-исследовательской работы школьников, преподавателей и студентов профессионального учебного заведения.

При разработке и внедрении образовательной модели выбрана стимулирующая инновационная деятельность, которая способствует формированию профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств обучаемых, обновлению и развитию всего образовательного учреждения в целом.
Определены условия реализации модели, обеспечивающие взаимодействие образовательного учреждения с внешней средой: доступ к различным образовательным порталам для возможности обучения посредством дистанционных технологий; видео-конференций, вебинаров; реализация посредством создания собственной информационной среды и WEB — сайта программы содействия трудоустройства для поддержки школьников; организация семинаров практических конференций, совместных разработок школы и ОУ СПО; участие в студенческих конференциях профессиональных учебных заведений, участие школьников в конкурсах гражданских инициатив, в социально-политических молодежных программах региона; связь с педагогическими коллективами других образовательных учреждений профессионального образования и образовательными учреждениями повышения квалификации; организация социального партнерства для более успешного профессионального самоопределения, самореализации выпускников.
В основу реализации проекта положено взаимодействие школы и образовательного учреждения среднего профессионального образования через сетевое воздействие, т. е. через совокупность совместно действующих субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью достижения целей формирования профессионального самоопределения школьников.
Взаимодействие в системе сетевого образования реализуется через виртуальное образовательное взаимодействие с использованием достижений современных информационных технологий и сети Интернет и через реальное взаимодействие нескольких образовательных учреждений с целью совместной реализации предлагаемой модели.
Участники становятся узлами сети, при этом имеют собственные ресурсы, создают организационно-педагогические условия для осуществления реализации модели; получают возможность за счет других узлов сети и взаимодействия в сети приобретать дополнительные ресурсы.

Направления сетевого взаимодействия:

  • использование дистанционных технологий в процессе обучения; разработка содержания и организационных форм дистанционного и сетевого обучения;
  • совместное использование информационно-методической базы, видеоматериалов, медиатек, т.д.;
  • виртуальные виды связи (виртуальные проекты);
  • проведении педагогических исследований и социологических опросов;
  • разработка методического сопровождения профилизации;
  • разработка критериев мониторинга;
  • проведение совместных семинаров по направлениям профильного обучения;
  • организация сетевых научных обществ учащихся, студентов.

Можно выделить уровни в педагогической системе школы для практической реализации разработанной модели:

1 уровень – поддержка режима функционирования коллектива в инновационном режиме, обеспечение непрерывного профессионального роста руководителей и педагогов.
2 уровень – создание условий для профессионального самоопределения школьников, управление этим процессом
3 уровень – познание себя, своего “Я”, создание своего образа согласно своей воле, непрерывное саморазвитие в соответствии со своими ценностями и возможностями.
Для реализации целей данного уровня планируется факультативный курс «Планирование карьеры», что объясняется современными нестабильными социально-экономическими условиями, характеризующимися быстрой переориентацией с одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие
Организационно-педагогические условия реализации модели формирования у школьников профессионального самоопределения: организация научно-исследовательской и экспериментальной работы преподавателей и школьников как одной из составляющих компетентностного подхода к образовательному процессу; формирование компетенции информационных технологий, которая служит показателем практической подготовки специалиста на соответствие потребностям рынка труда; использование Интернет-ресурсов для планирования школьниками собственной карьеры; активизация профессионального самоопределения через расширение сферы дополнительного образования посредством дистанционных технологий, видео связи.
Одной из социально значимых является информационная компетентность, включающая в себя целостное миропонимание и научное мировоззрение, основанные на понимании единства информационных законов, представление об информационных объектах и их преобразовании с помощью средств информационных технологий, готовность и способность к дальнейшему самообразованию с использованием современных информационных технологий, видеосвязи.
Успех в решении вопросов формирования информационной компетентности, повышения качества знаний школьника, качества всего учебно-воспитательного процесса и управления колледжем в целом зависит от мощности материально-технической базы, эффективности ее использования, степени освоения сетевых технологий представления и передачи информации.
Направления наиболее целесообразного информационного сопровождения образовательного процесса: формирование системы информационных ценностей и развитие индивидуальности в информационной сфере; формирование общей информационной культурыучащихся, выработка у них адекватных представлений об информационном мире, сути информационных явлений и процессов; выработка у будущих выпускников навыков информационной деятельности в различных информационных условиях и обеспечение необходимым для этого багажом знаний; привитие школьникам функциональной информационной грамотности; формирование способности к развитию, в том числе к саморазвитию и самообразованию в информационной сфере.
Развитие информационной компетентности школьника напрямую связано с практическим использованием информационных технологий в образовательной деятельности, что невозможно без качественного роста информационной компетентности педагога. В программу повышения квалификации преподавательского состава закладываются мероприятия по развития трех основных компонентов информационной компетентности: когнитивный – знания о содержании информационной компетентности, о возможностях и способах использования ИТ в профессиональной деятельности.
Объективными показателями, подтверждающими внедрение модели, явились: режим работы образовательного учреждения, ориентированный на внедрение инноваций, самостоятельной работы школьников, совместной творческой деятельности преподавателей и школьников, на функционирование в проектной лаборатории, одна из главных задач которой – предоставление услуг по выполнению учебных проектов, работа инновационных творческих групп, клубов по интересам, Интернет-клубов, возможность получения школьниками дополнительного образования посредством дистанционных технологий, сетевого взаимодействия.
Уровень сформированности профессионального самоопределения отслеживался на основе информационной системы автоматизированного мониторинга на основе информационной системы мониторинга — базы данных, при создании и поддержке которой будет осуществляться упорядочение, группировка, классификация информации, регулярно проводиться анализ результатов.

4. Цели проекта:

  • разработка и внедрение образовательной модели формирования профессионального самоопределения старшеклассников на основе сетевого взаимодействия образовательной школы и профессионального образовательного учреждения с использованием дистанционных технологий и видео-конференций;
  • создание условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, региона в кадрах, формирование способности к социально-профессиональной адаптации и самореализации в обществе.

5. Методы и средства реализации проекта.

  • Формирование информационного пространства по проблеме проекта.
  • Обобщение опыта работы школы по формированию профессионального самоопределения старшеклассников.
  • Разработка совместных методических и информационных материалов по теме проекта.
  • Апробация системы критериев оценки уровня сформированности профессионального самоопределения и диагностического инструментария.
  • Выработка управленческих решений на основе системы критериев по подбору кадров, технической оснащенности ОУ и образовательной политики школы и образовательного учреждения среднего профессионального образования.
  • Обобщение и систематизация разработанных материалов.
  • Анализ результатов реализации проекта.

6. Сроки реализации проекта: начало – январь 2013 г., окончание – январь 2016 г.

7. Этапы деятельности.

Подготовительный. Январь 2013 г-сентябрь 2013 г.

  • Мониторинг организационно-педагогических условий, опыта формирования профессионального самоопределения учащихся на начальном этапе.
  • Мониторинг профессионализма педагогических кадров и уровня информационной компетенции педагогического коллектива.
  • Анализ материально-технических ресурсов и разработка плана оснащенности необходимым оборудованием и программным обеспечением и средствами связи.

Организационный. Октябрь-2013 г.- декабрь 2013 г.

  • Постановка целей для учебных заведений. Формирование показателей и индикаторов уровня профессионального самоопределения учащихся.
  • Разработка организационно-информационного сопровождения проекта.
  • Разработка организационно-педагогических условий для реализации проекта.

Практический. Январь 2014г.-ноябрь 2015 г.

  • Фиксация исходного состояния. Выполнение плана оснащенности необходимым оборудованием и программным обеспечением и средствами связи. Техническое решение обеспечения проекта. Функционирование сетевого взаимодействия в инновационном режиме. Обсуждение промежуточных результатов и корректировка действий.

Обобщающий. Декабрь 2015-январь 2016 г.

  • Автоматизированный мониторинг уровня сформированности профессиональных компетенций у старшеклассников. Разработка методических рекомендаций по дальнейшему развитию проектной идеи. Трансляция опыта на муниципальном и региональном уровне.

8. Ожидаемые результаты.

Реализуемый проект позволит:

  • Экспериментальную отработку модели «Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению на основе сетевого взаимодействия образовательной школы и профессионального образовательного учреждения с использованием дистанционных технологий и видео-конференций;
  • Формирование среды дистанционного доступа к качественным образовательным услугам для учащихся школы через обеспечение доступа к информационным ресурсам колледжа;
  • Обеспечение условий для профориентации и самоопределения старшеклассников через возможность профилизации на основе сетевых ресурсов;
  • Совершенствование современной технико-технологической базы образовательного процесса как школы так и колледжа;
  • Трансляцию результатов эксперимента на другие образовательные учреждения через систему мастер-классов, семинаров, публикаций, вебинаров.
  • Повышение уровня информационной компетентности администрации, педагогов, школьников.

Приложение 1. Организационно-педагогические мероприятия и механизмы формирования профессионального самоопределения

Этап Образовательные цели (целеполагание) (целевой компонент) Чем обеспечивается самоопределение (содержательный компонент) Управленческие действия (процессуальный компонент)
1 Актуализация проблемы личностного роста Получение “инструмента” Приобщение школьников к самостоятельной работе В учебной деятельности: формирование индивидуальной способности к контролю и оценке, умения учить себя са­мостоятельно, ценностных ориентиров, способов группового взаимодействия Во внеучебной деятельности: организация выбора кружков, секций, студий Создание условий для введения и освоения деятельностного подхода в обучении Внедрение инновационных педагогических технологий Мотивация и создание условий для приобретения педагогическими кадрами необходимых знаний и практического опыта для реализации компетентностного подхода
2 Формирование потребности выхода в другие предметные области Расширение зоны самостоятельной работы школьников В учебной деятельности: проведение рефлексии освоения содержания первичное освоение проектной деятельности Во внеучебной деятельности: включение во внеклассную ра­боту, в работу, организация выбора дополнительного образования Содействие расширению сети дополнительных образовательных услуг и дополнительного образования и интеграция его с про­фессиональным образованием
3 Выстраивание траектории индивидуального движения школьников, объединение задач для самостоятельного исследования в учебной и внеучебной деятельности на информационных технологий В учебной деятельности: моделирование, использование мо­делей из одной области знаний в другой, концентрированное обучение, спецкурсы и факультативы по праву, экономике, психологии, социологии, разработка предметных и межпредметных проектов, развитие общих и специальных способностей, формируется самосознание, идет самоопределение, освоение всех компетенций. Во внеучебной деятельности: организация выбора не менее 2 видов внеклассной деятельности, освоение ключевых ком­петенций, участие в работе клубов по интересам, работа в сфере самоуправления Создание условий для освоения проектной деятельности преподавате­лями и школьниками, введение междисциплинарных курсов, организация участия в олимпиадах, конкурсах, компетентностных олимпиадах, создание условий для использования дополнительных информационных ресурсов.
4 Профессиональное самоопределение, формирование индивидуального плана исследовательской и творческой работы учащихся, постановка творческих проблем, решение проблем, общих для разных видов профессиональной деятельности Уроки на фирме социального партнера В учебной деятельности: формирование научного стиля мышления как компонента мировоззрения и условия самооб­разования, развитие потребности в самосовершенствовании, способности к самостоятельному добыванию знаний, введение интегрированных предметов и метапредметов, носящих общефилософские и общечеловеческие ценности. Во внеучебной деятельности: эксперименты, прогнозирование индивидуальной траектории в ближайшей перспективе, формирование готовности совершать выборы, т.е. готовности к самоопределению Организация диагностической службы по отслеживанию результатов профессионального самоопределения в ОУ, анализ тенденций и запросов рынка труда. Организация взаимодействия со службой профконсультантов ДФГСЗН по РО, организация мониторинга
5 Глубокая дифференциация путем обновления содержания и организации практических заданий Моделирование производственной ситуации через создание систем ситуаций, практико-ориентированных заданий В учебной деятельности: погружение в выбранные предметные области, обучение в малых группах и индивидуально, ведущая деятельность –профессиональная, организация различных видов практической деятельности, моделирующей разнообразные формы профессионального труда с целью «предоставления каждому молодому человеку возможностей для пробы сил в практической работе» Создание условий для погружения в предметы, углубление специализации. Социальное партнерство-участие социальных партнеров в разработке модели выпускника на основе компетентного подхода Организация мониторинга общепрофессиональных, социальных, информационно-коммуникативных, предпринимательских, специальных компетенций

Приложение 2. Модель формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению на основе сетевого взаимодействия образовательной школы и профессионального образовательного учреждения с использованием дистанционных технологий и видео-конференций